• Русский
  • Українська

В Киево-Печерской Лавре торжественно отметили престольный праздник

Киево-Печерская Лавра ныне торжественно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Небесной Игуменьи этого святого места.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви ещё с апостольских времен. О Её Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». В подтверждение этого, святитель послал супруге императора Маркиана погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Благодаря особому почитанию Пресвятой Богородицы, в древней Руси сразу после её Крещения повсюду возвигались храмы и монастыри в честь Успения Богородицы. Во многом этому способствовали киевские лаврские иноки, примером своей жизни проповедавшие о святости и чудесах родной обители и желавшие хоть в отдалении воссоздать образ «Небеси подобной» церкви.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы в «Доме Пречистой» издревле стал одним из самых почитаемых. В «Повести временных лет» преподобного отца нашего Нестора Летописца рассказывается о том, что в 866 году русские языческие дружины, предводительствуемые киевскими князьями Аскольдом и Диром, потерпели крушение под Константинополем. При этом, наши предки были поражены не могуществом военного оружия греков, но явлением силы Истинного Бога. Когда христиане с песнопениями вынесли погребальную ризу Богоматери и омочили ее в море, внезапно поднялась буря и разметала корабли.

Это событие знаменовало победу христианства над язычеством и потому стало одной из причин особого почитания ризы Богоматери и Ее Успения на Руси. Изначально праздник Успения оказался связанным с почитанием Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, откуда и были присланы строители Печерского монастыря по повелению Царицы Неба и земли.

Особое почитание Великого праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в Её Киево-Печерской обители связано не только с храмовым празднеством главного престола, но и особым богослужением.

Почти сразу после Божественной Литургии в день памяти прп. Феодосия Печерского, наместник Лавры митрополит Павел сослужил Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию в Успенском соборе. Богослужение началось с чтений Малой вечерни и акафиста Успению Пресвятой Богородицы и продолжилось Всенощным бдением.

В это время в храме прпп. Антония и Феодосия Печерских была совершена братская Всенощная служба, также предваряемая Малой вечерней. Во время Литии лаврские священнослужители вместе с ликами хоров прошли в Трапезную палату храма с пением стихиры, начинающейся словами: «Надлежало очевидцам и служителям Слова видеть и успение по плоти Его Матери, ибо оно было последним совершившимся над Нею таинством...»

В начале Полиелея священнослужители вынесли Плащаницу из алтаря и возложили посреди храма на уготованное надгробие. После особых песнопений на священное преставление Богоматери и величания праздника, последовало чтение канонов, во время которых был прочитан акафист Успению Пресвятой Богородицы, заканчивающийся умилительным молитвенным воззванием к Её заступничеству.

Последование Погребения Богоматери продолжилось после пения Великого славословия в центре храма. В конце троекратного каждения Плащаницы, священнослужители, положив перед Плащаницей три поклона, подняли ее и с крестным ходом с заженными свечами, при продолжающемся пении Трисвятого, обнесли вокруг Успенского собора .

В самый день праздника, позднюю Божественную Литургию в Великой церкви возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Его Блаженству сослужил сонм архиереев Украинской Православной Церкви, братия обители в священном сане и столичное духовенство.

На малом входе Блаженнейший владыка Онуфрий, за добросовестные труды и старания на благо Церкви Христовой, наградил митрополита Луцкого и Волынского Нифонта правом ношения второй панагии.

В сан митрополита были возведены архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Луганский и Алчевский Митрофан, Тульчинский и Брацлавский Иоанафан, Ровенский и Острожский Варфоломей, Каменец-Подольский и Городокский Феодор.

В сан архиепископа были возведены епископы Макеевский Варнава, Нежинский и Прилукский Ириней, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон.

В заключение перед Плащаницей Пресвятой Богородицы был отслужен молебен.

lavra.ua