• Русский
  • Українська

Епископ Иона побывал в гостях у галереи «Соборная»

Епископ Иона побывал в гостях у галереи «Соборная»

В рамках просветительских бесед с известными проповедниками Украинской Православной Церкви 12 декабря в гостях у галереи «Соборная» побывал епископ Обуховский Иона, глава Синодального отдела УПЦ по вопросам молодежи, наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Тема беседы — «Пост — как время для миссионерства».

* * *

Епископ Обуховский Иона пришел заранее и сразу предупредил: «Рассказчик я никудышный, поэтому начнем с вопросов». Озадачил владыка подтягивающуюся аудиторию, а сам исчез. Послушные прихожане принялись... писать записки, передавая из уст в уста, что владыка поставил условием входа в галерею — вопрос к нему. Все переполошились и чистосердечно признались, что не готовы спрашивать, а пришли послушать.

Владыка появился снова — бесшумно, но его заметили и встретили аплодисментами. Несмотря на заявления, что «рассказчик с него никудышный», рассказ владыки вылился в красочное повествование — о первом посте в канун 1991 года в столовой мединститута, где стакан компота с кусочком хлеба заменял ему, тогда еще студенту, и первое, и второе. И никто из сокурсников владыки даже не смел ёрничать, напротив, отношение к такому поступку было серьёзное и почтительное, как в том стихе:

Если тебе комсомолец имя —
Имя крепи делами твоими!
Только на другой манер:
Если тебе православный имя —
Имя крепи делами твоими...

Бывают такие православные, как заметил владыка, которые из-за постных блюд даже не ходят в гости. Не скрывай, не прячься, но и не выпячивай. Если у человека нет разных масок, и в разных ситуациях он всегда один — это и есть наиболее действенное миссионерство. А не то — миссионерство, когда бабушки в храме, которые в юности верили в комсомол (слово же какое, почти что «абырвалг» из «Собачьего сердца») и ожидали отнюдь не Мессию, а обещанного Никитой Хрущевым по телевизору «последнего попа». Ибо сказано в Писании: «иже аще сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем» (Матф. 5:19).

Впрочем, и миряне — это «царственное священство», и жизнь мирянина должна стать Евангелием в картинках не только во время поста, но и в течение всей жизни. Неспроста святой праведный Иоанн Кронштадтский свой труд именовал — «Моя жизнь во Христе».

Владыка задал аудитории неожиданный вопрос: «Выполняем ли мы заповедь о десятине? Отдаём ли мы 1/10 часть нашего времени Богу?» Как оказалось, это не так и много — всего лишь час в сутки. Владыка заметил, что «совковая» пунктуальность берет начало с... Литургии, увы. Ибо кто из нас не каялся в том, что приходит в храм с опозданием? А вот в аэропорт на самолет в какую-нибудь турпоездку мы прибудем за 2 часа. Или — позволим ли себе опоздать за справкой в ЖЭК? А ведь Литургия — это молитвенное стояние перед Богом, и основа этой главной молитвы — вечерня.

Говоря о грехе, епископ Иона заметил, что для его совершения необходимо выполнить определенные условия. К примеру, чтоб напиться допьяна, надо, как минимум, сходить в магазин. То есть, грех совершенно подвластен человеку, ведь в магазин можно и не идти... То же и с завистью, злословием. К примеру, в Дохиарской обители, с которой дружен Ионинский монастырь, и вовсе запрещено говорить о третьих лицах, т.е. не присутствующих.

Приступая к ответам на многочисленные записки, владыка показал аудитории историческую ретроспективу создания вверенной ему Свято-Троицкой обители. Так, известная киевская благотворительница, дочь Московского военного губернатора Алексея Щербатова и супруга Киевского, Волынского и Подольского генерал-губернатора князя Иллариона Васильчикова, духовная дочь старца Ионы, лично исходатайствовала у императора Александра II позволение на учреждение еще одной обители на территории Печерской крепости — Ионинской. Погребена благотворительница княгиня Екатерина Алексеевна подле супруга, который был старше её на 13 лет, у Крестовоздвиженского храма Киево-Печерской Лавры.

С интересом вслушивалась многочисленная аудитория и в повествование об истории обретения святых мощей преподобного Ионы Киевского. С момента погребения в склепе Свято-Троицкого храма в 1902 году — и до 1966 года мощи старца не тревожили. До времени, когда академик Гродзинский возжелал преобразовать обитель в ботанический музей. Тогда и принялись всё «расчищать». В общем — «ломать — не строить».

Вскрыли склепы и... увидели мощи старца Ионы нетленными! Но с того времени утеряна святая глава прп. Ионы Киевского. Как будто бы и в футбол играли главой святого старца, и художники в кипятке святыню вываривали, а впоследствии следы главы преподобного были утеряны.

Также владыка сказал, что когда человек впервые приходит в храм, словно крылья вырастают! Это тот бонус, аванс, даваемый Господом для поддержания сил новоначального. Главная наша задача — не растрынькать этот запас силы Духа, дабы не остаться у разбитого корыта, когда «последнее горше первого». А такое происходит, если нет духовного наставника, и человек живёт, как «сам себе режиссер». Мол, в интернете посмотрю, прочту где-нибудь. Ан, нет! Это подобно самолечению. Профилактический осмотр все-таки необходим. Серьёзная болячка, хочешь — не хочешь, а вылезет. Сами знаете, напомнил владыка, когда высокая температура, то ни на какой грех и не тянет. Поэтому главное дело христианина — спасение своей души.

Неонила Пасичник
orthodoxy.org.ua