• Русский
  • Українська

Никто не любил Христа больше, чем Она

Успение Пресвятой Богородицы

О Богородице говорить трудно, и даже страшно — по причине Ее исключительной духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери, признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что говорить о нас? Но — любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить Богоматерь. Церковь называет Успение всемирным торжеством и приглашает поучаствовать в нем всякую верующую душу: «Приидите, всемирное Успение всенепорочныя Богородицы празднуем[1]… Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере»[2].

Давно замечено, что в Писании величие Девы Марии как бы скрывается за славой Ее Сына. Евангелие говорит о Ней мало, но вместе с тем дает почувствовать постоянное присутствие Девы в Священной истории. До выхода на проповедь Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце Своем все, сказанное Сыном, и все то, что другие сказали о Нем. Затем Богородица вместе со Христом переселяется в Капернаум. Евангелисты рассказывают, как однажды Она подходит к дому, где проповедует Христос, и спрашивает о Нем. Потом мы видим Марию возле Распятия, а после Воскресения Христова — в общине первых христиан. Она всегда рядом с Иисусом, потому что Иисус — Ее жизнь.  

Богоматерь не ищет славы, Она смиренна. Но в то же время мы читаем в Евангелии Ее слова: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48). Неужели желание похвалы? Нет — это пророчество. Библейское пророчество о том, что миллионы христиан во всем мире будут превозносить и хвалить Ту, Которая родила Спасителя всех народов. Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога, как и Сама Мария об этом свидетельствует дальше в своей чудной песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1:49-50). Хвалящий Божию Матерь хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; и Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. К Ней, как ни к кому другому, подходит библейское выражение: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31).

Есть в мире христианская конфессия, не расслышавшая слов Богоматери о Ее почитании —  протестанты. В основном это отношение не то, чтобы хулы — но безразличия. Говорить о Богородице им просто неинтересно. Если бы Евангелисты вовсе не упомянули о Марии, протестантский мир ничего бы не потерял — ведь образов благочестивых семейств в Писании и так хватает. Тайна Приснодевы закрыта от них, и в этом есть Божия мудрость. Потому что мать царя знают и любят лишь те, кто живет в царском доме.

Наверное, больше всего Богородицу любят и знают монахи. Почему? Потому что Пречистую можно узнать только чистым сердцем. Сердце же очищается постом и молитвой, слезами покаяния и тяжелым трудом послушания. Монашеское смирение открывает величие Преблагословенной, ибо подобное познается подобным. А еще монахи более нас знают и любят Божию Матерь, потому что монашество — школа любви к Богу и ближнему, а Христа никто из людей никогда не любил так, как Она. Путь духовной жизни, путь любви — это дорога, по которой уже прошли однажды пречистые стопы Богоматери. Это стезя трудная, полная слез и скорбей. Узкая тропа, по которой прежде всех идут избранные дети Господни, монахи.

Одно из последних слов страждущего на Кресте Спасителя было направлено к Марии: «Жено! се, сын Твой», и к апостолу Иоанну: «се, Матерь твоя!» (см. Ин. 19:26-27) Традиционное православное толкование  видит в данных словах усыновление Богоматери всех верующих в Сына Ее. Познается истинность этого толкования не ухищрениями библеистики, но опытом церковной жизни. Материнскую заботу Богородицы чувствует всякий, кто когда-нибудь молился Ей. Именно переживание благодатной помощи Владычицы Небесной расположило русский народ воздвигнуть несметное количество храмов в Ее честь. Достаточно посмотреть, сколько храмов и монастырей на нашей земле посвящено Пречистой Деве, чтобы понять — Она здесь хозяйка. И если горячая молитва в этих храмах не иссякнет, Церковь будет несокрушимой. Как непобедима Та, Которой мы поем: «Взбранной Воеводе победительная».

Деву Марию знает весь мир, но она неуловима для мира. Общающихся с ней сердец очень мало. Таковы были Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Она помогает всем, но беседует лишь с немногими. Повторимся: удостоиться беседы с матерью царя могут лишь ближайшие друзья царя. Однако слышит Она абсолютно всех. Ее чуткое материнское ухо внимает каждому молитвенному вздоху, каждой просьбе. Слушает, для того чтобы принести нашу молитву к Своему Сыну, и попросить за нас. Никто из людей не любил Христа так, как Она — поэтому никого не послушает Христос так, как Ее. Песнопение праздника даже называет Спасителя «должником»[3] Богородицы — и действительно, через Ее согласие Господь вошел в мир, приняв от Девы пречистую плоть. Она единственная, могущая сказать: «Сын, Ты должен Мне». И Она единственная, Кому Он ответит: «говори, Мать, Я все сделаю для Тебя».

Помолимся Ей, чтобы Ее уста произнесли наше имя, а также имена тех, кого мы любим. Мать всегда радуется, когда дитя обращается к ней. Так и Она ждет, когда мы поднимем глаза к небу и попросим Ее ходатайства. И помощь не замедлит — особенно если мы обратимся к Ней в день Ее праздника. В тот день, когда Она перешла в духовный мир и стала так близка к Богу, как никто другой из людей.

_____________

[1] Богослужение Успения. Догматик на малой вечерне, на «Господи воззвах»

[2] Там же. Припев 2-го канона утрени, на 9-й песне

[3] Там же. Песнь 8, 2-й тропарь 2-го канона

www.mgarsky-monastery.org