• Русский
  • Українська

Крещение, Богоявление и Просвещение (Митрополит Владимир (Сабодан)

Блаженнейший Митрополит Владимир

«Явился еси днесь вселенней...» — так воспевает святая Церковь своего Спасителя и Господа, называя нынешний праздник Крещением, Богоявлением и Просвещением.

Крещением — ибо безгрешный Спаситель принимает ныне крещение от Иоанна в водах Иорданских.

Богоявлением — ибо сам Христос являет Себя миру во всей Богочеловеческой сущности. Слышан был о Нем свидетельствующий с неба глас Бога Отца, сошел на Него, Крещаемого, Дух Святой в виде голубя.

Просвещением именуется праздник потому, что в явлении миру Христа Спасителя воссиял разум божественного ведения всей Святой Троицы, просвещаясь которым, люди во все времена вступают через таинство Крещения в единение с Церковью, мистическим телом Христовым, с Богом.

Ныне Христос является миру для Своего земного общественного служения. В тридцать лет Спаситель принимает крещение. Тридцать лет, по иудейским обычаям и законам, давали право возможность человеку выступать со своим учением, учительствовать. До этого времени Христос жил в Назарете, «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости...» (Лк. 2:40), преуспевал в любви у Бога и человеков (Лк. 2:52). И Матерь Его сохраняла все в сердце Своем (Лк. 2:51). Три с половиной года — вот небольшой период времени, в который Господь наш Иисус Христос совершил Свое земное служение. Но этот период явил миру Новый Завет, новую эру. Христос явил миру Свою божественную силу, власть и могущество, а также Свое смирение, божественное уничижение, страдание, совершил дело нашего спасения.

Он был Первосвященником, Царем и Пророком. Его служение называется первосвященническим, царским и пророческим. В Ветхом Завете за людские грехи первосвященники приносили в жертву Богу закалаемых животных. И приносящие, и приносимое являли собою символ и были прообразом новозаветной Жертвы. Без образов и символов, как Верховный Божественный Первосвященник, Христос принес Себя — Жертву живожертвенную за все человечество, сделавшись вечным нашим Ходатаем (1 Ин. 2:1; Евр. 8:6; 9:15; 12:24). Он остается навсегда Первосвященником, Он есть приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый, разделяемый и не разделенный, но вечно спасающий приходящих к Нему. Кровию Своею Он купил нам свободу, кровию Он обновил все ветхое человечество. Его искупительная жертва распространяется на всех, она вводит нас в общение и единение с Богом — такое единение, которое не может сравниться ни с каким общением и единением между земнородными.

Богоявление

Христос явил в Своем служении царское величие. Прежде всего оно заключается в Его божественной силе и власти. Он исцеляет больных, изгоняет бесов, очищает прокаженных, дает зрение слепым, восставляет хромых и, наконец, воскрешает мертвых. Ему, как Царю, Его царственной власти надлежало победить смерть — и Своим Воскресением Христос явил эту победу, открыв врата рая всем верующим в Него. Царским и победоносным было Его сошествие во ад и освобождение всех там томящихся. Его царское служение продолжается. Только Он имеет власть, как Царь и Бог, прощать грехи, утешать, исцелять, приводить в разум истины, спасать и даровать жизнь вечную. Он основал на земле Церковь и является её Главой. Мы именуем Его Пастыреначальником, изображаем Его в архиерейском достоинстве, восседающим на царском троне. Благодатию Святого Духа Он поставляет епископов, священников и диаконов, Он сохраняет полноту Церкви, созидает тело церковное для блага и спасения людей.

Служение Христа Спасителя именуется пророческим. На нем исполнились все ветхозаветные пророчества: предсказания о времени и месте Его рождения, о Его служении, о страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении. Пророческим Его служение называется и потому, что Он Сам, великий и божественный Пророк, Он Сам предсказал о Себе, о Своем крестном подвиге и Воскресении, о судьбах основной Им Церкви, о судьбах мира, о Царстве Небесном, которому не будет конца. Он приоткрыл нам завесу тайны Своего Второго и страшного пришествия и указал на некоторые признаки, предшествующие ему. Скольких бы грехов и падений мы могли избежать, если бы помнили о последнем дне своем и о Втором Христовом пришествии?!

Христос Спаситель призывает всех людей к служению Богу и людям. Каждый человек несет, по примеру Христа, свой земной крест. Мы не можем достигнуть вершины совершенства, которым в высшей мере и степени обладал наш Спаситель. Но мы призваны к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Наше служение на земле есть для нас не только подвиг — крест, но и возможность для совершенствования и достижения вечного блаженства в Боге. Христос не требует от нас ни мученической крови, ни сверхподвигов, которые принесли Ему многие святые угодники. Требуется вера в Бога, жизнь по вере, любовь к Богу и к людям. Если это будет у нас, мы пойдем только по тому пути, который указан, пройден и освящен Им, и мы достигнем того, чего хочет от нас Господь. Имея все средства и возможности, а также постоянную благодатную помощь Божию, только тот, кто сознательно и принципиально не хочет спасения, может остаться вне брачного чертога Небесного Жениха.

Воспевая благодатное явление Христа миру, через которое «знаменася на нас свет» Его, проникнемся чувством благодарности, благоговейного трепета и христианской радости о Боге Спасителе нашем, будем славить Его: «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе»! Аминь.