• Русский
  • Українська

Митрополит Антоний (Паканич): Стать святым — обязательная задача для каждого из нас

Митрополит Антоний (Паканич)

21 сентября престольный праздник в одном из храмов Киево-Печерской лавры. Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, больше известен под другим названием — «академический». Почему жизнь студентов Киевских духовных школ сосредотачивается на этом месте, есть ли у современных студентов шанс достигнуть святости? На эти и другие вопросы отвечает Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии, митрополит Антоний (Паканич).

— В Киево-Печерской Лавре много церквей. Почему храм в честь Рождества Богородицы стал студенческим или, как его называют, «академическим»?

— В советское время храм был закрыт, после открытия его восстановили и заново расписали. С возрождением Киевской духовной семинарии в начале 1990-х годов, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение сделать этот храм семинарским. С тех пор здесь служит академическое духовенство, несут послушание воспитанники духовной школы.

Кроме того, ежедневно в храме Рождества Богородицы совершаются богослужения, за которыми служат студенты в священном сане, поют и читают семинаристы и академисты. Храм является средоточием академической жизни, ведь молитва — это главная богословская наука, без которой любое знание не будет иметь никакой пользы.

Историческая справка: Считается, что церковь Рождества Богородицы стоит сейчас на том месте, где в древности находились надземные деревянные строения монастыря. Однако, это не так — с тех пор ничего не осталось, после многочисленных разорений обители. Вначале храм был деревянным, но в 1696 году на пожертвования белоцерковского полковника Константина Мокиевского на его месте выстроили каменную трехкупольную церковь. Позднее, в 1767 году, по четырем углам храма были сооружены пристройки, увенчанные дополнительными куполами. Внешнее убранство храма стало более декоративным, барочным.

В 1784 году был установлен новый деревянный иконостас в стиле рококо, вместе с роскошными Царскими вратами, выполненными мастером Г. Чижевским. Весили они более двух пудов, сделаны были из золоченого чеканного серебра. На одну их позолоту ушло 66 червонцев. К сожалению, после революции эти врата были вывезены заграницу и сейчас украшают коллекцию лондонского музея «Сомерсет хаус».

Храм расписывался несколько раз. Первые росписи до нас не дошли, в 1817 году роспись была осуществлена киевским художником Иваном Квятковским. К сожалению, эта живопись очень пострадала в годы Великой Отечественной войны. Находившийся после войны в плачевном состоянии храм был капитально отреставрирован в 1966–1970-х годах. Живопись интерьера выполнена уже в наше время. Ныне храм снова в лесах — проводится реставрация внешнего убранства.

Возле храма расположено кладбище обители, где похоронены братия монастыря и мирские лица, в том числе участники войны 1812 года. Среди них три генерала: генерал от инфантерии Афанасий Иванович Красовский (1780–1849), генерал от инфантерии Паисий Сергеевич Кайсаров (1783–1844), генерал-фельдмаршал князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (1752–1837). Кстати, их портреты находятся в Военной галерее Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.

На этом кладбище 7 июля был похоронен Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

— Здесь же находится икона Собора святых Киевской духовной академии. Не могли бы вы сказать несколько слов об этой иконе?

— Икона Собора святых Киевской духовной академии появилась совсем недавно. Решение о ее написании было принято на Ученом Совете КДА и благословлено Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Торжественно освятили мы эту икону в Академическом храме 7 ноября 2012 года.

За почти четырехсотлетнюю историю Киевской духовной академии из ее стен вышло множество выпускников. Киевская академия за это время испытала и расцвет, и закрытие, и возрождение. Но свою основную задачу — воспитание истинных богословов, для которых наука о Христе является не отвлеченным знанием, а реальным содержанием жизни — она выполняла всегда.

Плод такой жизни — это святость. Из Киевских духовных школ вышло много молодых людей, ставших впоследствии Предстоятелями Поместных Церквей, архиереями, священнослужителями, церковными учеными.

Но самое главное, что среди выпускников нашей Академии есть святые — они и изображены на этой иконе. Подчеркнуть особую связь с горним миром, которая осуществляется через молитвенный опыт Церкви, не менее важно, чем преемственность поколений и сохранение духовной традиции.

Сегодня наши студенты имеют своих особых покровителей, они могут молиться тем святым, которые прошли такой же путь семинарской жизни, как и они, обращаться к ним за помощью в своих житейских проблемах, а самое главное — брать с них пример и подражать их праведности.

— Есть ли шансы у современных студентов стать святыми?

— Путь духовной жизни и служения Богу — это не просто шанс стать святым, но обязательная задача, которая стоит перед каждым из нас. В этой жизни мы либо идем к Богу, либо погибаем. Третьего не дано.

Сам Господь определяет для нас главную цель земной жизни: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Стремление к этому совершенству, решимость следовать за Христом, готовность отказаться от всего, что мешает нам быть с Богом, и определяет путь святости, который открыт и доступен для каждого человека на земле.

Записала Наталья Горошкова

pravoslavie.ru