• Русский
  • Українська

Голосеева пустынь: уголок молитвы в джунглях мегаполиса (Анна Горпинченко)

Каждый день на южной окраине Киева над Голосеевской пустынью раздается колокольный звон. Кажется, сам ангел Божий заботливо подхватывает каждый звук, эхом разнося его по округе.

По вечерам над монастырем зажигается большая луна, и небо становится таким близким. Наверное, сам Господь любящей рукой оградил это святое место от суеты мегаполиса. Голосеевский мужской монастырь — бывший скит Киево-Печерской Лавры. Эта старинная обитель знала периоды расцвета и полного запустения, каждый раз воскресая после очередных испытаний...

Молитва и труд

У Голосеевского монастыря древняя история — с конца XVII века несли в пустыни монашеский подвиг киевские подвижники благочестия. Во второй половине XIX столетия здесь был основан Лаврский скит. Но безбожное время не пощадило обитель. В 30-е годы XX века власти приказали снести в Голосеевской пустыни все храмы. Уцелели лишь стены летней резиденции Киевских митрополитов. Более полувека на этом святом месте лежали горы мусора. В начале 1990-х годов часть монастырских земель вернули Церкви. В Киево-Печерской Лавре приняли решение возродить древний скит и отправили в Голосеево отца Исаакия (Андроника) с двумя послушниками. Пробравшись через разросшийся лес и густой бурьян, монахи увидели стены бывшего митрополичьего дома — он стоял без крыши и был совершенно непригоден для жизни.

— Нам негде было даже переночевать. Поэтому мы начали обустраивать то немногое, что было. Нужен был храм, ведь основное служение монаха — это молитва, а вершина молитвы — это Литургия. Ее мы решили проводить на улице. За пару дней построили площадку и навес. К зиме обустроили церковь, кухоньку, столовую, келью для братии. К Пасхе 1994 года в монастыре было уже восемь насельников. Так начались наши труды по возрождению обители, — вспоминает отец Исаакий.

В 1993 году в новой обители произошло радостное событие — были обретены святые мощи преподобного Алексия Голосеевского — известного старца и духовника Лаврской братии, который подвизался здесь до революции. А в 1996 году Лаврский скит стал самостоятельным мужским монастырем.

В наши дни обитель отстроена более чем наполовину. Появились несколько храмов, гостиница, большое хозяйство, обеспечивающее монахов всем необходимым. А еще есть у монастыря свой скит в Церковщине, куда уходят самые ревностные иноки-отшельники. Он находится на месте, где в свое время уединялся для молитвы преподобный Феодосий Печерский. Там до наших дней сохранились древние пещеры.

Игуменья Свято-Николо-Тихвинского женского монастыря, который является женским «филиалом» Голосеевской пустыни, Татиана (Алатарцева) рассказывает:

— Сейчас, глядя на благолепие Голосеевской обители, трудно поверить, в каких условиях поначалу жила и трудилась братия. Еще не рассвело, а насельники уже бегут на монашеское правило, на послушание — в прачечную, швейную, в трапезную, на огород. Лучшее отдавали больным. Не хватало хлеба. Монахи ходили в кирзовых солдатских сапогах. Но это не приводило в отчаяние — ведь монах всегда стремится не к внешнему комфорту, а к внутренней гармонии. Он ничего не имеет, живет для Бога. А любя Бога — и людей любит.

К Богу сквозь столетия

Достоверно неизвестно, почему Голосеево названо именно так. По одной из версий, название произошло от слов «сеять на голом месте» — в XVIII веке здесь, на голой земле, был посажен парк. Но есть и другое мнение — во времена татаро-монгольского нашествия женщины, потерявшие свои семьи, приходили в эти леса и безутешно голосили.

Наверное, неслучайно нынешний наместник архимандрит Исаакий, на которого легло послушание заново отстроить монастырь, родом из Молдавии. Ведь именно его земляк — молдавский воевода (а впоследствии — митрополит Киевский) Петр Могила купил землю, на которой была основана Голосеевская пустынь. В 1631 году святитель построил здесь церковь в честь святого великомученика Иоанна Сочавского и заложил скит Киево-Печерской Лавры.

В 1852 году пустынь назвали Свято-Покровской. В Голосеевском безмолвии несли монашеское послушание многие подвижники благочестия. Здесь приняли постриг святители Евгений (Болховитинов) и Филарет (Амфитеатров), старцы Парфений (Краснопевцев) и Феофил (Горенковский), В самом начале XX века обитель стала местом подвига преподобного Алексия (Шепелева).

В годы Великой Отечественной войны через Голосеевский лес проходила вторая линия обороны Киева. И что удивительно — на монашеское кладбище, где находились могилы святых, не упал ни один снаряд.

А еще этот уголок киевской земли прославился подвигом монахини Алипии (Авдеевой), нашей современницы, которая продолжила традиции голосеевских преподобных. Она прожила на территории заброшенной пустыни последние девять лет своей жизни и почила в 1988 году.

— Почему к матушке Алипии из года в год растет всенародная любовь? Она жила в наши дни, ее подвиг помнят люди. Многих она привела к покаянию, особенно после своей смерти. При всей кажущейся простоте, которую она намеренно демонстрировала, это был очень мудрый, тонкий человек, — рассказывает архимандрит Исаакий.

Сегодня ее тело покоится в склепе под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». К усыпальнице монахини Алипии всегда очередь. Люди приносят матушке живые цветы и искренне верят, что по молитвам блаженной старицы Господь дарует им просимое. В особые памятные дни в Голосеево собираются десятки тысяч людей.

Монастырская маршрутка

Паломники добираются в пустынь через лесопарк на монастырском автобусе. Этот маршрут был организован три года назад, он связал между собой крупные киевские обители. Еще совсем недавно для того, чтобы попасть в Голосеевскую пустынь, нужно было идти пешком через лес.

Говорят, что те, кто однажды побывал в пустыни, обычно возвращаются сюда вновь. Здесь каждой клеточкой ощущаешь присутствие Божией благодати. По словам отца Исаакия, многие паломники со временем едут сюда в качестве трудников и помогают монахам в ведeнии хозяйства.

Паломников, приезжающих в обитель издалека, всегда гостеприимно принимают в новой гостинице. Архимандрит Исаакий чтит и паломникам, которые не имеют возможности оплатить проживание, благословляется размещаться бесплатно.

Наследник лаврских традиций

По словам отца Исаакия, нести служение наместника монастыря ему помогает привычка всегда поступать по совести:

— Жить надо так, чтобы не слова, а вся твоя жизнь была проповедью. А еще очень важно быть смиренным. Это всегда трудно. Можно найти искусного оратора или на все руки мастера, но повстречать человека смиренного в наше время — на вес золота. Не всегда получается так жить, но Спаситель знает наши внутренние чувства и намерения. Если мы стараемся жить честно перед собой и перед Богом — Господь помогает. Сегодня в Голосеевском монастыре 20 насельников. Монахи несут свое послушание, служат Богу и людям. У нас все, как в семье. Но если семья — это родные по крови, то тут мы родные по духу. Родство по духу зачастую намного крепче.

Архимандрит Исаакий сохранил в монастыре традиции Киево-Печерской Лавры. Как рассказывает наместник, хоровой распев в Голосеевском монастыре полностью повторяет древние распевы Лавры. В Голосеево этим напевом пели всегда, и он до сих пор является в монастыре основным.

Православное училище

Особая забота и любовь наместника — Православный центр прикладных искусств имени Иоанна Дамаскина, который уже четвертый год действует в Голосеевской пустыни. В уникальной школе религиозного искусства и профессионального мастерства бесплатно обучаются 130 ребят. Принимают сюда по окончании девяти классов и готовят по пяти специальностям: столяр, верстальщик деревообрабатывающих станков, художник-иконописец, повар-кондитер и закройщик.

Каждый день у ребят начинается с зарядки, потом все идут на молитву, после этого — занятия по специальности, а во второй половине дня — уроки по школьной программе. Сейчас для ребят строится большой учебно-развлекательный комплекс с библиотекой, кинозалом, спортзалом. Уже построен актовый зал на 300 мест.

— Верующему подростку нелегко в современном мире. Училище дает возможность детям из верующих семей найти единомышленников по духу. Окружение формирует атмосферу, которая спасительна для юноши. В таком возрасте очень важно дать подросткам понятия о добре и зле, об истине и лжи. Самое главное — научить молодого человека разбираться, куда ведет дорога. Ведь все мы уйдем в вечность, самое главное — с чем!

Еще Голосеевский монастырь ведет активную просветительскую работу, занимается научной и издательской деятельностью. Переведена с древнегреческого языка часть святоотеческого наследия — те книги, которые ранее не издавались на русском языке.

Голосеевская обитель стала одним из инициаторов возрождения празднования Дня Крещения Руси на государственном уровне. Решение братия приняла в августе 2006 года. Отец Исаакий вспоминает:

— Ко мне пришли прихожане, среди них был и музыкант Олег Карамазов. Я поздравил их с праздником Крещения Руси. Они спросили, что это за праздник такой, ведь он нигде не отмечается. В церковном календаре даже не было соответствующей даты. Но в «Житиях святых», составленных святителем Димитрием Ростовским, есть упоминание о том, что в старину этот праздник вспоминали 14 августа (по новому стилю). Мой рассказ воодушевил прихожан. Так родилась идея возрождения праздника. Меня попросили быть духовником международной организации «День Крещения Руси», которая занялась популяризацией праздника в России, Украине и Беларуси. Возрождение традиции празднования очень важно для всех нас. Ведь если бы не было Крещения, не было бы и Пасхи у нашего народа. Не было бы Крещения — не стал бы наш народ таким сильным.

foma.in.ua