• Русский
  • Українська

Святые Отцы о монашестве

Св. Иоанн Лествичник:

«Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно».

«Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных».

«Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это — победные почести и иноков, и мир не может вместить оных, — если же и мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?»

«Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует».

«Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна есть стезя только, вводящая в заблуждение. Она называется самочинием».

Св. Исаак Сирин:

«Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего».

«Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища».

«Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение. Любящий покаяние! Возлюби безмолвие и ожидай смерти».

«От бесед с людьми забывается осторожность, в мысли у человека изглаждаются намерения воли его, ибо входящее вратами зрения или слуха приносит холодность и омрачение ума для Божественного».

«Добродетельное иноческое житие — похвала Церкви Христовой».

«И живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей».

«Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем».

«Добродетель удаления от мира состоит не в переселении тела, но в устранении от мирских дел, чтобы не занимать ума своего миром».

«На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе».

Св. Макарий Великий:

«Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор».

Свт. Иоанн Златоуст:

«Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало».

«Между монашеской и мирской жизнью — такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами».

Свт. Василий Великий:

«Имей уши, отверзтые к слушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительное».

Свт. Григорий Богослов:

«Монашеская жизнь — начаток будущего века. Наше богатство — Христос».

Прп. Антоний Великий:

«Ведающие Бога бывают исполнены всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское».

«Отвращение возымей ко чреву своему, к требованиями века сего, к похоти злой и к чести людской, живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой».

«Молил я Бога показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов охраняли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И, несмотря на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от Милосердного Господа: „Никого не может низложить диавол, он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим страстям и похотям“. Я спросил: „Всякому ли монаху дается такой покров?“ И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой».

«Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение — искушение в сердце».

Прп. Ефрем Сирин:

«Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни».

«Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего».

Св. Варсонофий Великий:

«Не все, живущие в монастырях — монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское».

Св. Нил Синайский:

«Желая угодить толпе, толпе подобен будешь».

Авва Моисей:

«Бегающий людей похож на зрелую виноградную лозу, а обращающийся с ними — на незрелый виноград».

Св. Кассиан Римлянин:

«Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели дав обет, не исполнить его».

Св. Исихий Иерусалимский:

«Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего».

Авва Пимен:

«Нищета, скорбь, теснота и пост — вот работные орудия монашеской жизни».

Авва Захария:

«Монах тот, кто во всем делает себе принуждение».

Авва Агафон:

«Монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо».

Авва Лонгин:

«Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не можешь хорошо жить».

Авва Моисей:

«Пребывай в твоей келии, и келия тебя научит всему».

Авва Евгрий:

«Монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так поступать с телом своим, как бы имел жить многие годы. Ибо то пресекает помыслы и уныние и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание».

Преподобный Иоанн Кассиан:

«Так как хитрейший змей не перестает блюсти пяту пашу, то есть наветует нашему исходу и до конца жизни нашей старается нас запнуть, уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, а конец не будет согласен с началом, если не сохранишь до конца нищеты и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы тебе сохранить их, блюди главу змея, то есть первые помыслы, внушаемые им, и немедля открывай их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу его».

Преподобный Феодор Студит:

«Многодетельна жизнь монаха и многотрудна, требует пота и терпения, главнейшее же — смирения».