• Русский
  • Українська

Несколько мыслей о монашестве (Александр Полюхович)

Главная ошибка такого рода суждений кроется, на наш взгляд, в непонимании того, ради чего на самом деле человек оставляет мир и уходит в монастырь, где в течение своей недолгой (как и у каждого из нас) жизни несет определенные монашеские подвиги.

Здравое церковное сознание никогда не смотрело на мир, как на нечто гнусное, чего стоило бы всячески избегать, поскольку, как говорит прп. Никита Стифат:

«Творения Божии все добры зело, и нечего не имеют такого, что давало бы основание к похулению создания Божия».

Однако, мы должны признать, что большая часть грехов, которые мы допускаем в жизни, имеет своей причиной окружающую нас обстановку. То есть когда мы не видим запретного плода, как об этом пишет прп. Иоанн Лествичник, тогда и нет столь сильного пожелания самого плода.

Осознание этого факта толкало многих христиан, реально стремившихся к достижению свободы от страстей, к удалению от того, что могло бы подтолкнуть к совершению греха. Поэтому истинная причина «бегства от мира» было как раз желание приобретения «мира», то есть внутреннего состояния покоя.

Одним из наилучших способов достижения поставленной цели в монашестве было, например, затворничество. Что оно предполагало? В первую очередь максимальное отрешение от всего чувственного, то есть того, что отвлекало ум подвижника от созерцания Бога. (Так, многие подвижники отказывались от общения даже с самыми близкими родственниками). Ибо подлинное созерцание или предстояние перед Богом возможно лишь для очищенного от страстей ума и сердца.

Следует признать, что многое из сказанного Отцами о борьбе с грехом и том, что дает Бог тому, кто подвизается, для нас остается лишь теорией и потому трудно понять, зачем это нужно было в течение 48 лет, как например Иоанн Ликопольский, безвыходно находиться в своей келье, или жить в дупле дерева, как это практиковали другие подвижники.

Главное объяснение этого, вне всякого сомнения, заключается в опытном познании того, о чем было упомянуто нами выше. Потому неверное понимание монашеской жизни и присутствующих в ней подвигов обусловлено, в первую очередь, незнанием духовной стороны нашего земного бытия.

pravoslavie.by