• Русский
  • Українська

Книги, предлагающие нам «облегчённый» вариант христианства, чрезвычайно опасны (Иеромонах Григорий)

Наш собеседник — иеромонах Григорий (Кутлумушская келья Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Святая Гора Афон). Это — один из самых известных афонских богословов, ученик и ближайший сподвижник блаженного Старца Паисия Святогорца (1924—1994). В Греции отец Григорий известен как замечательный духовный писатель, написавший более 20 книг, опубликованных значительными тиражами. Один из его трудов — «Святое Крещение» переведён на русский язык.

Иеромонах Григорий активный противник перевода богослужения на современный язык и других модернистских нововведений в жизнь Церкви. Вот уже много лет он регулярно выезжает в разные города Греции, где исповедует всех желающих приступить к Таинству Покаяния. Батюшка является духовным отцом для сотен мирян.

— Геронда, в наше время у некоторых мирян и даже монахов нет постоянного духовного руководителя. Является ли это серьёзной проблемой?

— Монахи в обязательном порядке должны иметь одного духовного наставника, но и у христиан живущих в миру должен быть постоянный духовник, наблюдающий за их духовной бранью. Только в исключительных случаях (например, в случае ухода духовника из жизни или его переезда в другую страну) можно начать поиски нового духовного наставника.

Что касается исповеди, которая совершается перед (и во время) Божественной Литургии… У нас на Святой Горе и в Греции это не принято, так что я мало знаком с этой практикой1. Конечно, я могу ошибаться, но такой подход к Таинству видится мне несколько формальным. Покаяние из отдельного Таинства превращается в какое-то менее значимое дополнение к Евхаристии, в некую полуформальность. Особенно плохо, что исповедь проводится во время богослужения — накладывается на Вечерню, Утреню, Литургию. Не знаю, насколько душа кающегося в тот короткий отведённый для Таинства срок успевает раскрыться, принести подлинное покаяние и действительно принять твёрдое решение изменить свою жизнь. Очень часто людям нужно больше времени для того, чтобы этого достигнуть.

Теперь что касается монашествующих. Иноки не могут менять духовных отцов, ведь духовник для монаха это, как правило, его старец — тот кому он доверил свою жизнь.

На Святой Горе Афон есть сложившаяся практика. Молодые люди, решившие встать на путь монашества, сначала посещают разные афонские монастыри и кельи и ищут себе духовного наставника, рядом с которым проведут всю (или значительную часть) своей иноческой жизни. Критерии этого поиска просты — самое главное, найти наставника, который даст тебе духовный покой и пользу, с которым можно найти общий язык. Обращать внимание надо не на природный ландшафт, красоту обители или условия проживания в ней, — самое главное для новоначального монаха — это найти духовного наставника. После этого для послушника начинается период испытания, который может быть достаточно длительным (вплоть до трёх лет и даже больше). Естественно, предпочтительно и правильно провести всю свою монашескую жизнь в том же месте, где проходило первоначальное испытание, под руководством одного и того же старца. Конечно бывают случаи, когда монаху может понадобиться посетить какого-то другого духовника, чтобы спросить о какой-то важной духовной проблеме. Но это может произойти только при одном условии: если он получит благословение на это от своего постоянного духовного руководителя. Самочиние и независимость в принятии решений здесь неуместны.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Послушание единственному духовному наставнику — одна из основ монашеской жизни. Для мирян это тоже большое подспорье в их духовном подвиге. Особенно для тех, кто связан узами брака. Я хорошо помню, что в беседах с мирянами старец Паисий постоянно подчёркивал, что у супругов должен быть один и тот же духовный отец: «Не может быть у одного корабля два штурмана или два капитана». Ещё здесь можно провести параллель с доской, которую два человека одновременно начали строгать рубанками с двух разных сторон — они не только не добьются гладкой поверхности, но перекосят её ещё больше, чем она была. Для семьи исповедь у одного духовника великое благо. Ведь очень часто духовник должен поговорить с обоими супругами, та как некоторые проблемы в семейной жизни касаются всех и соответственно, их можно лишить только сообща.

— Геронда, скажите несколько слов о выборе духовной литературы. Что полезно читать мирянам?

— Святоотеческую литературу. Нам следовало бы иметь больше ревности, желания и стремления, чтобы читать эти книги. Если не можем начать со сложных текстов, у нас есть творения Святых отцов, написанные очень простым и понятным языком.

Например, произведения святителя Иоанна Златоуста. Они легко читаются и доступны для современных людей.

Ещё один автор которого можно рекомендовать — преподобный Никодим Святогорец. В Греции его творения очень популярны среди мирян и издаются значительными тиражами. Эти книги близки к нам по времени своего написания и от того понятны и актуальны.

В последние годы огромной популярностью в православном мире пользуются труды старца Паисия Святогорца. Это современное святоотеческое богословие.

Мы должны ответственно подходить к выбору того, что читаем. Сегодня издаётся такое огромное количество православной литературы, что люди теряются и не знают, что выбрать в этом океане книжных новинок. Особо опасны книги, предлагающие нам «облегчённый» «адаптированный к современности» вариант христианства.

Сложно сделать выбор, но мы обязаны его сделать. Нельзя читать всё подряд.

Не лишним здесь будет совет нашего духовного отца. Он поможет разобраться в выборе книг, полезных для нас на данном этапе нашей духовной брани.

Если мы хотим читать «легкие» книги, это не обязательно должны быть «сказочки» и пустая беллетристика.

«Эвергетин», «Отечник», «Лавсаик»… Что может быть интереснее и доступнее для чтения, чем эти замечательные книги? Именно такую литературу советовал нам читать Старец Паисий. Это практика духовной жизни. Это воспитание на примере святых. Перечисленные книги очень полезны: они помогут нам научиться молитве и всем сердцем полюбить Христа.

— Какова цель жизни христианина?

— Цель у монахов и мирян — общая: достичь обожения. Представление о том, что задача христианина лишь в том, чтобы становиться лучше, чище, добрее, обусловлено западными влияниями. Бог желает, чтобы люди достигали святости. Церковь даёт нам для этого всё необходимое — Святое Причастие, Покаяние, Крещение и другие Таинства. С их помощью мы призваны и можем стать святыми, а не просто хорошими.

Повторюсь ещё раз: правильно расставить приоритеты и цели в духовной жизни помогает настоящая духовная литература.

Очень полезны книги Паисия Святогорца. Особенно те, которые написал сам старец: «Афонский старец Хаджи-Георгий», «Арсений Каппадокийский», «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма». Из тех, что написаны о нём, удачными были далеко не все публикации. Но одну книгу я советую прочитать каждому — «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака. Прочитав этот труд вы познакомитесь с настоящим старцем Паисием.

— Многие считают, что достижение святости не для них, и объясняют свои пороки природными свойствами своего характера: «Я человек вспыльчивый», «я человек слабый», «я грубый» и т. д.

— Это неправильно. По словам Симеона Нового Богослова Благодать Божия меняет природу человека. Мы не можем надеяться на встречу с Господом в будущей жизни, если не встретим его уже в жизни земной. Цель нашего существования — вступить в настоящее живое общение с Богом, ощутить Его реальность и близость. Вспомним одну из заповедей Блаженства: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят»2. Но очистить своё сердце после смерти мы уже не сможем, а значит, цель нашей земной жизни — очистить и освятить себя для Бога. Если мы не увидим Бога сейчас, то после смерти мы его тоже не увидим.

— Отец Григорий, расскажите нам об Иисусовой молитве.

— Конечно у монахов больше возможностей для творения непрестанной молитвы. Семейный человек неизбежно погружён в семейные заботы и хлопоты. Но если возможностей меньше, это не значит что их нет совсем! Молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» должна войти в жизнь каждого христианина, подвизающегося в миру. Ибо «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»3 кроме имени нашего Господа и Спасителя. Вот для чего нужна Иисусова молитва. Она одинаково необходима как для монахов, так и для мирян. Просто иноки погружены в творение молитвы полностью (по крайней мере так должны быть), миряне же не имеют такой возможности. Но если семейные люди будут нести свой крест безропотно и с любовью, в глазах Господа их хлопоты и труды ради ближних будут рассматриваться как молитвенный подвиг и духовная жертва.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. На Святой Горе Афон исповедь совершается подробно, и паломники имеют возможность обстоятельно поговорить со священником. Такая же практика является общепринятой в греческих храмах. Желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда принимает его духовник. Исповедь утром перед Литургией не проводится — она совершается подробно и обстоятельно за несколько дней до того, как мирянин планирует приступить к Таинству Евхаристии. В Элладской Церкви не принято давать право исповедовать новорукоположенному иерею, ведь духовник непременно должен обладать духовным опытом, способностями и соответствующей подготовкой.
  2. Мф. 5:8.
  3. Деян. 4:12.

Издательский дом «Святая Гора»